Разное
July 19

Украина нарушает Оттавскую конвенцию о запрете противопехотных мин

Обозначение заминированного района

«Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах не применять противопехотные мины» (подп. а) ч.1 ст.1 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении от 03.12.1997, далее – Оттавская конвенция).

Еще в январе 2006 года Украина передала на хранение Генсеку ООН ратификационную грамоту к Оттавской конвенции, в соответствии с которой она не только должна не применять противопехотные мины, но и обязуется в течение 4-х последующих лет обеспечить полное уничтожение имеющихся запасов. Однако соглашение об уничтожении мин Украина заключила лишь в сентябре 2015 года, и согласно сведениям из открытых источников на конец 2016 года Украина владела арсеналом противопехотных мин в количестве 5 млн. единиц.

Как результат – в рейтинге стран, на территории которых зафиксировано наибольшее количество пострадавших от противопехотных мин, Украина находится на 3-м месте (после Афганистана и Йемена), поскольку только по официальным сведениям зафиксировано 589 таких пострадавших. Запас противопехотных мин Украиной, естественно, не уничтожен, а местность вблизи линии боестолкновения с ДНР и ЛНР щедро минируется вооруженными формированиями Украины.

Цель противопехотных мин – не убивать, а наносить увечья. Они отрывают конечности и приводят к попаданию в мышцы или нижнюю часть тела человека земли, травы, тканей одежды и осколков мины. В большинстве случаев результатом взрыва мины является не гибель человека, а его ранение, требующее серьезной реабилитации, а также оказания долгосрочной психологической, социальной и экономической поддержки. Данный вид вооружения представляет серьезнейшую долгосрочную угрозу гражданскому населению в целом и жителям местностей, где применялись противопехотные мины, еще на протяжении длительного времени после окончания конфликта.

Противопехотные мины являются оружием неизбирательного характера, поскольку с ними могут соприкоснуться не только (и даже не сколько) комбатанты, но и мирные граждане, в том числе дети. А на обезвреживание таких мин чаще всего уходят годы, а то и десятилетия.

Запрет на применение противопехотных мин обусловлен международным гуманитарным правом, так как оно не разрешает применение видов оружия, действие которых носит неизбирательный характер, не делая различий между гражданским населением и комбатантами, или которые наносят чрезмерные повреждения.

Отметим, что Оттавская конвенция содержит обязательства по реагированию на последствия применения этого вида оружия: речь идет об оказании помощи жертвам, ликвидации в обозначенные сроки угрозы уже установленных мин и снижении риска для гражданского населения посредством превентивной деятельности, такой как маркировка опасных зон и предупреждение о минной опасности. В Конвенции также содержится требование полного уничтожения всех запасов противопехотных мин в течение четырех лет. С самого начала Конвенция представляла собой не только список запретов, но и план гуманитарной деятельности, который должен привести к исчезновению угрозы противопехотных мин для населения зон, пострадавших от этого вида оружия, и правовую базу для защиты гражданского населения от оружия, которое «продолжает убивать и после окончания конфликтов».

Особое внимание заслуживают факты дистанционного минирования вооруженными формированиями Украины территорий частных домовладений в прифронтовом городе Ясиноватая (Донецкая Народная Республика) противопехотными фугасными минами ПФМ-1 «Лепесток».

Противопехотная фугасная мина ПФМ-1 "Лепесток"

Напомним, что протоколом о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II, с поправками от 03.05.1996) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Женева, 10 октября 1980 года), который послужил правовой основой для Оттавской конвенции, определены технические требования к дистанционно устанавливаемым минам, действовавшие до вступления в силу запрещающей данный вид вооружения Оттавской конвенции. Эти технические требования интересны тем, что позволяют оценить высокую степень опасности таких мин.

Так, противопехотные мины должны иметь механизм самоуничтожения, срабатывающий в течение 30 дней после установки, при этом допускалось несрабатывание такого механизма не более чем у 10% активированных мин. В связи с этим по международным правилам мины должны иметь резервный элемент самодеактивации, предусматривающий механизм самоуничтожения через 120 дней после установки мины.

Очевидно, что разработанные еще в 70-х годах противопехотные мины ПФМ-1 «Лепесток» не были оборудованы резервным самодеактиватором. В отличие от снабженной устройством самоликвидации модификации ПФМ-1С, мины, которые ВФУ применили в г.Ясиноватая, могут на долгие годы сделать указанную территорию опасной для проживания. В связи с этим, к сожалению, профессия сапера будет востребована ближайшие десятилетия.

Фото из социальных сетей

И самое главное: применение ВФУ в вооруженном конфликте средств (противопехотных мин ПФМ-1 «Лепесток») и методов (дистанционное минирование жилого массива), запрещенных международным договором (Оттавской конвенцией 03.12.1997) является преступлением против мира и безопасности человечества (ст.427 УК ДНР / ст.356 УК РФ), за которое законодательством Донецкой Народной Республики предусмотрено наказание вплоть до смертной казни.

*ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР" и одноименный блог в сервисе микроблогов Teletype не являются прибыльными (некоммерческие проекты). Если Вам понравилась настоящая публикация, она оказалась для Вас полезной и Вы желаете поддержать автора в развитии проекта, то это возможно сделать одним из следующих способов:

1.)приобрести авторский учебник "Уголовный процесс ДНР".

2.) оказать помощь на карту:

1046 2531 9691 6505 (ЦРБ ДНР)

5536 9140 3903 0121 (Tinkoff)

3.) подписаться на авторский ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР".