Денацификация Украины с точки зрения юриспруденции
Одной из целей специальной военной операции Российской Федерации на территории Украины (по некоторым источникам носит кодовое название «Бросок мангуста») является денацификация.
Многие слышали термин «денацификация», но имеют о нем представление лишь в общих чертах, а некоторые вообще не понимают, о чем идет речь. В связи с этим попробуем раскрыть этот вопрос на понятном простому обывателю языке.
Опираясь на исторический опыт могу утверждать, что в понимании высшего руководства Российской Федерации денацификация Украины – это действия по очищению от влияния нацистской идеологии всех сфер жизнедеятельности украинского общества, в том числе культуры, прессы, экономики, образования, политики, а также юриспруденции.
Вопросы очищения от нацизма украинской политики, культуры, образования и прессы мы оставим профильным специалистам. Мы же с Вами остановимся на юриспруденции и её возможностям в части решения обозначенной цели.
Так, отправной точкой денацификации Германии послужил Нюрнбергский процесс. Полагаю, что такой же процесс будет организован Российской Федерацией совместно с ДНР и ЛНР после капитуляции Киевских властей. Для организации работы такого процесса потребуется создание специального суда (который мы условно назовем Международный военный трибунал (далее - МВТ)), а также принятие необходимых нормативных правовых актов, которыми будет руководствоваться МВТ в своей работе.
Однако на скамье подсудимых перед МВТ окажутся только первые лица Украины (Турчинов, Ярош, Аваков и др.), причастные к совершению военных преступлений против мирных жителей Донбасса, в том числе и граждан Российской Федерации, в соответствии с приказами которых на протяжении восьми лет люди подвергались издевательствам и геноциду. Такой процесс будет лишь первым шагом по денацификации Украины. И если МВТ будет вправе признать, что такие организации, как «Правый Сектор», «Братство», «Национальный корпус» и другие праворадикальные националистические организации являются преступными организациями, то их члены также должны нести уголовную ответственность за участие в таких организациях.
В то же время стоит понимать, что для большинства украинцев этот суд будет «правосудием победителей», а участники националистических преступных организаций не будут считать себя виновными…
Что же касается суда над комбатантами (военнослужащими и участниками т.н. добровольческих батальонов), то они будут искренне полагать, что их вины нет, и они просто исполняли свой долг. Для понимания этой позиции нам нужно знать, что тоталитарный украинский режим делал с людьми. Значительное большинство украинцев вне зависимости от того, какими были их политические взгляды до 2014 года, прониклись националистическими идеями, которые зачастую путали с Европейским будущим Украины, приняли это и действовали в указанном направлении. Очень немногие остались в стороне, и совсем единицы выступали против. Киевский режим добился значительных успехов в направлении «оболванивания» людей нацистской и националистической идеологией, что обусловлено рядом причин.
Первое – это режим страха, поскольку если ты не с большинством, то будешь наказан. Включается СБУ, активные группы националистов и т.д.
Второе – уничтожение свободы слова (убийства журналистов, закрытие телеканалов и других СМИ), а высказывание альтернативных точек зрения приравнивается к преступлению против территориальной целостности.
И третье – это когда в Украине возникла т.н. господствующая идеология превосходства украинской нации (нацистская по своей сути), и людям страшно оказаться в диссидентах. То есть люди сначала просто боялись быть против, потом смирились, а впоследствии стали проникаться националистическими идеями.
При всём этом, к примеру, националистическая политическая партия ВО «Свобода» по итогам парламентских выборов в октябре 2014 года набрала лишь 4,71% голосов, а лидер экстремистской организации «Правый Сектор» Д.Ярош на внеочередных президентских выборах в том же году набрал всего 0,7% голосов. Другие партии и их лидеры националистического толка никогда не получали значительной поддержки украинского общества – за них просто не голосовали. Значит, до 2014 года народ Украины не придерживался нацистских принципов и точек зрения.
Нацистами не рождаются, ими становятся. И большинство последователей нацистской идеологии в Украине прониклись этими идеями как раз в период после 2014 года, став тем самым на преступный путь. Причем стало «модным» получить удостоверение участника т.н. АТО, имея возможность практически безнаказанно пострелять в сторону населенных пунктов ДНР и ЛНР.
В процессе денацификации Украины изменится и ситуация, и поменяются взгляды украинцев. И станут они задаваться вопросами: как можно избежать ответственности за соучастие в преступлениях против жителей Донбасса? И окажется, что есть только один путь – осознание собственной неправоты. Они должны сами осознать свою вину.
Такому осознанию будет способствовать работа переформатированной юридической системы Украины – судей и прокуроров, которые должны методически проводить судебные процессы над украинскими нацистами и их пособниками, тем самым давая юридическую оценку их действиям.
Для процедуры денацификации не является важным какое наказание получит конкретный осужденный, важен сам факт наличия юридических решений.
И самое главное это то, что эти судебные процессы должны быть максимально открытыми, широко освещаться в прессе, на телевидении, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в т.ч. мессенджерах и социальных платформах) с подробными отчетами о ходе таких судебных разбирательств.
Безусловно, те, кто добровольно и по внутреннему убеждению вступал в нацистские объединения и организации, не могут заслуживать снисхождения. Равно как и другие лица (ВСУ, сотрудники администраций и вплоть до «волонтеров»), которые без внешнего принуждения соучаствовали в преступлениях нацистов, и понимали, что они делают.
Что же касается наказания, назначаемого по приговору суда, то я не сторонник садить в тюрьму пособников укронацистов. С экономической точки зрения более эффективными будут наказания в виде штрафа, конфискации имущества, обязательных, исправительных и принудительных работ. С социальной точки зрения – наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Что же касается главных преступников и тех, кто непосредственно принимал участие в убийствах, пытках и издевательствах над мирными гражданами, то стоит рассмотреть вопрос об отмене моратория на смертную казнь, ибо пожизненное лишение свободы не может быть достаточным и справедливым наказанием для такой категории преступников.
А теперь несколько слов о других аспектах денацификации Украины, в том числе и о проблемных вопросах.
О возможности воссоединения с Украиной территорий, входивших в ее состав по состоянию на начало 2014 года.
Нужно понимать, что после окончания Специальной военной операции РФ прежней Украины (образца до 2014 года) не будет и быть не может. Вынужденные переселенцы в подавляющем большинстве останутся жить там же, где они проживают сейчас: ну не смогут они вернуться на прежнее место жительства и жить с людьми, которые 8 лет стреляли в тебя, убивали твоих родственников, друзей и знакомых... В связи с этим вопрос воссоединения ДНР и ЛНР с Украиной (даже при условии ее полной денацификации) в ближайшие десятилетия считается нежизнеспособным. Более вероятным (и желаемым) является вхождение ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации.
Что касается Республики Крым и города федерального значения Севастополь, то тут вопрос решен однозначно: Крым – это Россия! Точка.
После освобождения территорий от украинских вооруженных формирований не стоит ожидать того, что все украинцы будут счастливы их освобождению от власти киевского репрессивного режима и радоваться приходу победителей. Вовсе нет. Восемь (!) лет промывания мозгов (2014-2022 гг) не могли пройти бесследно, и какая-то часть местных жителей будет чувствовать себя обиженными: мол, сначала их втянули в войну, заставили воевать, потом их бомбили (и неважно, что в 99% случаев снаряды по мирным жителям и инфраструктуре летели от ВСУ и праворадикалов), в конце концов «оккупировали» (хотя местные администрации в освобожденных населенных пунктах остаются на своих местах), а теперь делают с ними что хотят.
Предстоит колоссальная разъяснительная работа: борьба за умы и сердца людей. Хотя часть вопросов снимется после поднятия реального уровня жизни населения на освобожденных территориях.
Денацификация молодежи должна основываться на внедрении в ее сознание демократических принципов: привитие того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, воспитание уважения к личности, разъяснение морально-нравственных представлений о жизни и обществе, пропаганда традиционных семейных ценностей (не «Европейских»!). Как видим, такое воспитание вступает в антагонизм с лозунгом украинских националистов «Україна понад усе!» (в пер. с укр. «Украина превыше всего») и очевидно сможет привести к ожидаемому результату.
Самое страшное осознание это то, что ни один, ни два, ни сотня, а десятки тысяч граждан Украины так или иначе являются соучастниками преступлений киевского режима. Как это признать самим украинцам?
Параллельно возникает следующий вопрос, на который у меня пока нет ответа: в настоящее время ключевые посты в органах власти, правоохранительных органах, в прокуратуре и в суде занимают лица, которые либо придерживались националистических взглядов, либо принимали их за норму. Безусловно, часть из них уже сбежала в Европу, а оставшиеся, руководствуясь принципом «моя хата с краю», в лучших украинских традициях «переобуются в воздухе» и первыми прибегут к победителям, стремясь сохранить свои кресла…
«Кто забывает уроки истории, обречен на их повторение» (Джордж Сантаяна). Поэтому считаю необходимым привести один из частных примеров процесса денацификации германского общества. Так, в 1949 году на территориях, расположенных на американской, британской и французской зонах оккупации нацистской Германии провозглашается Федеративная Республика Германия, первым канцлером которой становится Конрад Аденауэр. Сам федеральный канцлер не имел какого-либо отношения к Третьему Рейху, но он принимал на службу бывших нацистов, мотивируя это тем, что ему нужны профессионалы, а других профессионалов в стране нет. Достаточно упомянуть только статс-секретаря канцелярии федерального канцлера и ключевого советника самого Аденауэра - Ганса Глобке, который с 1936г. в Третьем Рейхе служил в имперском министерстве внутренних дел и истолковывал для нацистского аппарата расистские (антисемитские) законы. То есть Ганс Глобке, занимавшийся во времена нацистской Германии подготовкой к уничтожению людей по расовому признаку, в послевоенное время стал по сути второй по значимости политической фигурой в ФРГ.
Уже в последние годы при изучении архивов МВД, МИД и других министерств и ведомств ФРГ выясняется, что не менее половины всех чиновников времен окончания Великой Отечественной войны являлись бывшими нацистами, эсэсовцами, гестаповцами и т.д.
Теперь мы можем понять, с какими трудностями столкнулся Советский Союз и другие страны антигитлеровской коалиции по денацификации германского общества: как в такой ситуации могла идти речь о наказании военных нацистских преступников?
Я уверен, что план денацификации Украины уже есть. Его разработкой занимались лучшие умы, он утвержден на самом высоком уровне и учитывает все те проблемные вопросы, о которых Вы прочитали выше.
Так ли это, и есть ли рациональное зерно в настоящей публикации – мы сможем узнать в самом ближайшем обозримом будущем.
*ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР" и одноименный блог в сервисе микроблогов Teletype не являются прибыльными (некоммерческие проекты). Если Вам понравилась настоящая публикация, она оказалась для Вас полезной и Вы желаете поддержать автора в развитии проекта, то это возможно сделать одним из следующих способов:
1.) приобрести авторский учебник "Уголовный процесс ДНР".