Вопросы подписчиков
December 14, 2021

Перспективы дополнения УПК ДНР новой мерой пресечения - "Домашний арест"

Вопрос подписчика:

«Ходят слухи, что УПК ДНР могут дополнить новой мерой пресечения – домашний арест. Можете ли Вы рассказать про эту меру пресечения и в чем ее особенность? Спасибо»
[Анастасия]

Мера пресечения в виде домашнего ареста, как первый шаг к гуманизации уголовного законодательства ДНР

Интеграционные процессы ДНР направлены на гармонизацию республиканского законодательства с законами Российской Федерации. Очевидно, что эти процессы не могут оставить в стороне и уголовно-процессуальный закон ДНР, в связи с чем вероятность введения в УПК ДНР новой меры пресечения в виде домашнего ареста не кажется столь призрачной.

Для начала отметим, что в основе как УПК ДНР, так и УПК РФ находятся нормы, которые сформировались еще в период СССР. И если меры пресечения в УПК ДНР примерно соответствует уголовно-процессуальным нормам, действовавшим по состоянию законодательства на июнь 2001 года, то действующий УПК РФ в дополнение к «традиционным» содержит более современные меры пресечения, такие как домашний арест (появилась в новом УПК РФ от 18.12.2001) и запрет определенных действий (введена в действие в апреле 2018 года).

Полагаю, что если УПК ДНР будет дополняться новой мерой пресечения в виде домашнего ареста, то эти нормы на 99% будут совпадать с аналогичными нормами УПК РФ. Ожидаю, что отличие будет заключаться исключительно в порядке применения данной меры пресечения. Так, в РФ домашний арест применяется по решению суда на основании ходатайства следователя. В случае введения домашнего ареста в УПК ДНР он вероятнее всего будет применяться на основании постановления прокурора либо постановления следователя (органа дознания), санкционированного прокурором.

Домашний арест: понятие и сущность

Мера пресечения в виде домашнего ареста заключается в нахождении подозреваемого (обвиняемого) в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает на законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля (ч.1 ст.107 УПК РФ).

Поскольку при исчислении срока домашнего ареста в него засчитывается время содержания лица под стражей, возможно сделать вывод о том, что законодатель фактически приравнивает эти меры пресечения. Просто при заключении под стражу подследственный находится в следственном изоляторе, а при домашнем аресте он находится по месту своего жительства.

При избрании меры пресечения в виде домашнего ареста на подозреваемого (обвиняемого) дополнительно могут быть возложены следующие запреты:
- общаться с определенными лицами;
- отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
- использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (кроме связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб и общения с контролирующим органом либо следователем).

Для контроля за соблюдением подследственным ограничений, предусмотренных применением домашнего ареста, могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля (наиболее известные из них – это электронный браслет).

Встречи находящегося под домашним арестом подозреваемого (обвиняемого) с защитником и законным представителем проходят в месте исполнения меры пресечения (т.е. по месту жительства подследственного), а на следственные действия и в суд подозреваемый (обвиняемый) доставляется транспортным средством контролирующего органа (в данном случае – уголовно-исполнительной инспекции).

Таким образом, по степени ограничения прав и свобод подозреваемого (обвиняемого) домашний арест является более мягкой мерой по отношению к заключению под стражу, и более строгой мерой по отношению к остальным мерам пресечения (таким как подписка о невыезде, залог и т.д.).

Домашний арест: ожидания и реальность…

Позитивные моменты от внедрения новой меры пресечения в виде домашнего ареста:
1. Гуманизация законодательства.
2. Гармонизация законодательства ДНР и РФ.
3. Снижение нагрузки на пенитенциарную систему, уменьшение количества следственно-арестованных и, как следствие, оптимизация затрат на содержание заключенных под стражу.

Сложности, ожидаемые в связи с внедрением новой меры пресечения в виде домашнего ареста, связаны с дополнительной нагрузкой на бюджет, а именно:
1. Увеличение штатной численности контролирующего органа.
2. Появление затрат на приобретение (обслуживание, ремонт) аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля (напр., электронных браслетов).
3. Появление затрат на приобретение и техническое обслуживание компьютерной техники и программного обеспечения, необходимого для мониторинга средств контроля.
4. Появление затрат, связанных с доставкой подозреваемых (обвиняемых) из места исполнения меры пресечения к следователю и в суд на транспорте контролирующего органа.

По состоянию на конец 2021 года вопрос о дополнении УПК ДНР новой мерой пресечения в виде домашнего ареста остается дискуссионным.

Более подробную информацию по смежным с рассмотренным вопросом можно найти в ТГ-канале "УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС ДНР"

*ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР" и одноименный блог в сервисе микроблогов Teletype не являются прибыльными (некоммерческие проекты). Если Вам понравилась настоящая публикация, она оказалась для Вас полезной и Вы желаете поддержать автора в развитии проекта, то это возможно сделать одним из следующих способов:

1.) приобрести авторский учебник "Уголовный процесс ДНР".

2.) оказать помощь на карту:

1046 2531 9691 6505 (ЦРБ ДНР)

5536 9140 3903 0121 (Tinkoff)