Анализ правоприменительной практики в ДНР
October 8, 2021

Анализ статьи 185-1 УК ДНР "Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции" и рассмотрение причин её нежизнеспособности

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
/или хорошо забытое старое/

На днях встречался со своим другом, который работает в одном из небольших прифронтовых городов нашей Республики. С его слов, криминогенная ситуация в том городе была бы на порядок лучше, если б правоохранители раз и навсегда закрыли ряд «точек» по продаже самогона. Однако (со слов друга) существующая проблема не связана с качеством работы полиции.

Вспомнив, что не так давно УК ДНР дополнен статьей 185-1 "Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции" (введена Законом от 22.11.2019 № 67-IIНС), я попытался разобраться в тонкостях современного законодательства…

В настоящей публикации мы попробуем разобраться в том, почему с даты введения в действие ст.185-1 УК ДНР по этой статье не было возбуждено ни одного уголовного дела, а хорошие (по своей сути) законодательные инициативы не могут быть реализованы на практике.

КОЛЛИЗИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

29.11.2019 вступил в силу Закон №67-IIНС, которым УК ДНР дополнен статьей 185-1 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции». По замыслу законодателя новая статья могла стать эффективным средством борьбы с теми, кто кустарным способом изготавливает самогон, поставив такое производство на поток и сделав этот бизнес основным источником своего дохода. Очевидно, что при потоковой «гонке» с использованием кустарно изготовленных самогонных аппаратов качество конечного продукта получается далеким от ГОСТа. А при желании снизить себестоимость самогона дельцы вместо традиционных материалов (дрожжи, сахар, фрукты, зерно и другие крахмалосодержащие продукты) используют далекие от пищевой промышленности «исходники», вплоть до куриного помета и димедрола! Получившийся суррогат, который содержит запредельную массовую долю сивушных масел и метанола, в лучшем случае влечет сильнейшее отравление организма (в ряде случаев – с необратимыми последствиями вплоть до наступления слепоты). В худшем случае прием даже небольшого количества такого «зелья» может повлечь летальный исход.

Так, ответственности по названной статье УК подлежат привлечению лица, виновные в неоднократной незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

По смыслу примечания 2 к статье 185-1 УК для привлечения к уголовной ответственности физического лица (самогонщика) необходимо совершение им в течение года незаконной розничной продажи алкоголя и спиртосодержащей продукции (и, вероятно, такое лицо должно быть подвергнуто за эти действия ответственности, но об этом в примечании к статье прямо не указано).

И тут начинается самое интересное.

Ответственность (в виде финансовых санкций) за нарушения в сфере оборота алкогольной продукции предусмотрена Законом ДНР от 23.09.2016 №149-IHC «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон). Однако финансовые санкции за такие нарушения применяются к субъектам хозяйствования (ч. 1 ст.31 Закона), которыми являются зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также физические лица - предприниматели (п.43 ст.2 Закона).

Очевидно, что ни один из самогонщиков не регистрировался, как ФЛП, и свою незаконную деятельность они осуществляют «под черным флагом».

Кроме того, право составлять материалы проверки, фиксирующие правонарушения, предусмотренные Законом ДНР №149-IHC, имеют уполномоченные должностные лица органа лицензирования, т.е. органы доходов и сборов (ч.3 ст.31 Закона). В таком случае выписать направление на проверку физического лица - самогонщика для налоговиков оказывается практически нереализуемой и неэффективной затеей.

Вот так и получается: есть хорошая статья в Уголовном кодексе. Но для того, чтоб она стала эффективной и, как минимум, жизнеспособной, нужно отрегулировать механизм ее действия применительно к физическим лицам, в частности, к самогонщикам.