Военная комендатура – какие у нее функции?
В период проведения мобилизационных мероприятий в Российской Федерации у граждан зачастую возникали вопросы о задачах, которые выполняет Военная комендатура. Особенно этот вопрос актуален среди жителей Донбасса, которые, увидев на улице комендантский патруль, обходят его «тайными тропами»…
В связи с этим я постарался собрать всю необходимую информацию о назначении и функциях Военной комендатуры (далее - ВК), которые определены действующими нормативными правовыми актами.
Так, деятельность ВК регулируется следующими НПА:
- Устав военной полиции Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 25.03.2015 №161);
- Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 №1495).
Военная комендатура – это территориальный орган военной полиции (входит в состав Вооруженных Сил РФ), предназначенный для (п.1.1. ст.13 Главы 1 Устава ВП):
- выполнения задач по обеспечению законности, правопорядка, воинской дисциплины среди военнослужащих;
- охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте;
- охраны служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ;
- выполнения задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военной полиции.
Военная комендатура при выполнении задач гарнизонной службы (ст.20.1. Главы 1 Части 1 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ):
а) участвует в обеспечении согласованности действий воинских частей гарнизона при переводе их с мирного на военное время;
б) участвует в разработке плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы;
в) участвует в организации выполнения задач по охране и обороне гарнизонных объектов;
г) участвует во взаимодействии с МЧС РФ в выполнении задач гражданской (местной) обороны;
д) участвует в подготовке мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням и дням воинской славы, а также в обеспечении порядка во время подготовки и проведения воинских парадов;
е) осуществляет учет воинских частей, дислоцированных в гарнизоне, а также воинских команд, прибывших в командировку;
ж) осуществляет учет воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях гарнизонов, и принимает меры по содержанию их в надлежащем порядке;
з) осуществляет учет военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск, а также контроль за своевременным их убытием к месту службы;
и) осуществляет учет и хранение оружия и боеприпасов, изъятых у задержанных военнослужащих.
Отметим, что военная полиция (в состав которой входит военная комендатура) выполняет следующие задачи (ст.19 Главы 2 Устава ВП):
1) обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осуществление в пределах своей компетенции противодействия преступности;
2) осуществление полномочий органа дознания в ВС РФ;
3) производство по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам;
4) организация в ВС РФ розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы; содействие органам внутренних дел РФ в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших преступление;
5) исполнение уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых/обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих;
6) охрана и конвоирование военнослужащих;
7) обеспечение охраны объектов ВС РФ, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов;
8) обеспечение госзащиты участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, а также других защищаемых лиц;
9) обеспечение безопасности дорожного движения в ВС РФ;
10) выполнение задач гарнизонной службы (исполняется военной комендатурой, о чем мы указывали выше).
Для выполнения своих функций военная полиция наделена следующими полномочиями (ст.21 Главы 2 Устава ВП):
1) требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных действий, принимать меры по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
2) требовать от лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, прекращения противоправных действий, принимать меры по пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала на территории воинской части; задерживать в установленном УПК РФ порядке лиц гражданского персонала, совершивших преступление на территории воинской части или в отношении военнослужащих - до передачи их в соответствующие правоохранительные органы;
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных УПК РФ;
4) задерживать и (или) доставлять в военную полицию военнослужащих:
- в связи с совершением ими преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка;
- для пресечения возможности совершения ими новых преступлений;
- оказавших сопротивление или неповиновение законным требованиям военнослужащего ВП;
- при отсутствии у них документов, удостоверяющих личность;
- проходящих военную службу по призыву, - при отсутствии документов, подтверждающих законность их нахождения вне пределов воинской части, или прибывших по увольнительным запискам из другого гарнизона;
5) осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих, в целях обнаружения документов, орудий совершения или предметов правонарушения либо предметов, сохранивших на себе следы правонарушения, а также при наличии данных о том, что военнослужащие имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, оружие, предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения;
6) исполнять решения суда (судьи), письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий;
7) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации;
8) требовать от военнослужащих, лиц гражданского персонала и иных лиц соблюдения пропускного режима и режимов, установленных на охраняемых военной полицией объектах ВС РФ;
9) беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов ВС РФ, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты ВС РФ;
10) осуществлять меры безопасности в отношении лиц, взятых под государственную защиту;
11) организовывать и проводить проверки войск (сил) в районе ответственности по направлениям деятельности военной полиции;
12) требовать от граждан покинуть место происшествия;
13) использовать для выявления и фиксации правонарушений видео- и аудиотехнику;
14) вносить командирам воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
15) применять к военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части или на гауптвахте, средства исправления, предусмотренные УИК РФ;
16) вызывать в орган или подразделение военной полиции военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам проводимых разбирательств;
17) составлять протоколы об административных правонарушениях;
Полномочия, указанные в пп. 18 — 30 относятся к ведению Военной автомобильной инспекции ВС РФ и связаны с обеспечением безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах РФ
31) применять для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения, проведения контртеррористической операции необходимые меры и временные ограничения, установленные законодательством.
Какие можно сделать выводы из вышеуказанных норм законодательства?
1. Военная полиция (в т.ч. военная комендатура) занимаются исключительно:
- гражданскими лицами, находящихся на территориях воинских частей;
- транспортными средствами Вооруженных Сил РФ;
- охраной объектов Вооруженных Сил РФ, а также помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ;
- выполнением задач гарнизонной службы.
2. К задачам Военной полиции (в т.ч. военной комендатуры) вопросы, связанные с мобилизационными мероприятиями – не относятся.
3. Военная комендатура не вправе задерживать и доставлять в Военную полицию гражданских лиц, если они не совершали преступлений и имеют при себе документы, удостоверяющие личность.
*ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР" и одноименный блог в сервисе микроблогов Teletype не являются прибыльными (некоммерческие проекты). Если Вам понравилась настоящая публикация, она оказалась для Вас полезной и Вы желаете поддержать автора в развитии проекта, то это возможно сделать одним из следующих способов:
5536 9140 3903 0121 (Tinkoff) или по ссылке
2.) подписаться на авторский ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР".