Вопросы подписчиков
November 23, 2021

Меры по укреплению законности при расследовании уголовных дел

В целях недопущения принятия процессуальных решений (постановлений) с нарушением требований Закона в органах, осуществляющих расследование по уголовным делам, а также в надзорных инстанциях существует целая система «фильтрации» уголовных дел, назначением которой является укрепление законности. Часть таких мероприятий прямо регламентирована нормами УПК и других законов, часть – ведомственными нормативными правовыми актами, а некоторые методы выработаны многолетней практикой. Такую систему условно разделим на следующие виды:

1. Институт наставничества, который предусматривает закрепление за молодым специалистом (следователь с небольшим стажем практической деятельности) опытного сотрудника, который в установленный срок (от 3-х месяцев до одного года) «в режиме реального времени» контролирует работу «подшефного». Именно наставник должен привить начинающему следователю юридическую грамотность при расследовании им уголовных дел, и помогает ему исправлять допущенные ошибки и неточности
(институт наставничества функционирует в соответствии с ведомственными НПА, а закрепление наставника за конкретным молодым специалистом фиксируется в приказе).

2. Следователи постоянно консультируются друг с другом, отдавая предпочтение наиболее опытным сотрудникам, вплоть до того, что просят коллег почитать свои процессуальные документы на предмет наличия в них ошибок (неформально существующая практика, которая не закреплена в законодательстве).
3. Контроль со стороны руководства – начальника следственного отдела, который вправе проверять уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных ему следователей, давать им обязательные к исполнению письменные указания и т.д. (регламентировано ст.127 УПК).

4. Ведомственный контроль вышестоящих инстанций (на примере полиции в городах с районным делением контроль за следствием в райотделах осуществляет горуправление; наивысшей инстанцией является организационно-методический отдел следственного управления МВД). Так, вышестоящее начальство периодически истребует для проверки уголовные дела, дает по ним указания, заслушивает их на совещаниях и т.д.

5. Прокурорский надзор, который выражается в проверке расследуемых уголовных дел и дел, по которым расследование окончено (перед их направлением в суд). Также прокуратура дает указания по делам, а в случае выявления серьезных неустранимых нарушений – возвращает такие дела на дополнительное расследование (далее – ДС). По сути прокурор является своеобразным «фильтром» между органами, осуществляющими предварительное следствие, и судом, не допуская направления в суд уголовных дел, расследованных с нарушением норм действующего законодательства, а также дел, по которым собрано недостаточно доказательств, что препятствовало бы принятию судом окончательного решения по делу (регламентировано ст.243 УПК и Законом ДНР от 31.08.2018 №234-IНС «О прокуратуре»).

6. Суд также вправе возвратить дело на ДС, если неполнота или неправильность предварительного следствия не может быть устранена в судебном заседании (ст.295 УПК). При этом суд может вынести частное определение (постановление), в котором указать на обнаруженные им нарушения закона, допущенные при производстве расследования (ч.2 ст.25 УПК).

Отметим, что назначением 1-3 этапов является научить следователя делать правильно и в соответствии с требованиями закона. На 4-м этапе следователь уже рискует получить дисциплинарное взыскание за допущенные им нарушения.

В случае возвращения уголовного дела на ДС прокурором и судом такие сведения подлежат статистическому учету. Но эти сведения не отражают количества нарушений, допущенных в одном уголовном деле…

ИМХО: практически вся статистика – это ненужная бюрократия, поскольку в погоне за положительными показателями работы правоохранители нередко из-за спешки допускают нарушения законности, а профилактическая деятельность переносится на второй план, поскольку предпочтение отдается показателям раскрываемости преступлений.

Напомню, что одной из основных задач уголовного судопроизводства является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан (ст.2 УПК).