Новое в законодательстве ДНР
April 17, 2023

Генпрокуратура раскрыла приоритеты по надзору в налоговой сфере: это арест на имущество неплательщиков налогов, – следует из проекта соответствующего приказа.

Как любой другой нормативный акт современности проект приказа «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере» содержит изрядное количество «воды», когда автор документа пишет общие фразы без конкретики. Например:

- … принять дополнительные меры по укреплению законности и повышению качества и результативности прокурорского надзора…;

- Приоритетными направлениями в рассматриваемой области считать надзор за законностью правовых актов…;

- Уделять особое внимание обеспечению законности при расследовании уголовных дел и рассмотрении материалов о противоправных деяниях ‎в налоговой сфере;

и т.д. и т.п.

Но если отбросить эту ненужную «шелуху», то мы поймем, какие проблемные вопросы действительно кажутся в надзорном ведомстве приоритетными.

Так, прокурорам при надзоре за налоговыми органами предписано акцентировать внимание на госрегистрации и ликвидации номинальных организаций - фирм-однодневок, «технических» организаций и других юридических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, не сдающих налоговую отчетность, не уплачивающих налоги. Цель понятна, дополнительные разъяснения не потребуются.

Для выявления налоговых нарушений предписывается организовать мониторинг СМИ и публикаций в сети «Интернет». Это разумно, поскольку много заслуживающей интерес информации остается без внимания прокуратуры, а сообщение о преступлении, распространенном в СМИ – это одно из оснований для проведения проверки (ч.2 ст.144 УПК).

Примерно треть всего документа отведено вопросам, связанным с санкционированием прокурором ареста на имущество налогоплательщиков-организаций как способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов (ст.77 НК). По этой теме указано следующее:

- санкционировать решения налоговых органов вправе руководитель органа прокуратуры и его заместители по месту регистрации налогоплательщика-организации;

прокурорам субъектов РФ предписано издать приказ об установлении компетенции нижестоящих прокуроров в отношении налоговых инспекций;

- санкционирование решений должно осуществляться не позднее следующего рабочего дня после поступления постановления об аресте имущества;

- санкция должна быть проставлена на 1-м листе постановления налогового органа, скреплена подписью прокурора и печатью прокуратуры, с указанием даты принятого решения;

- санкция дается прокурором только при наличии решения налогового органа о взыскании задолженности (в случае неисполнения требования об уплате задолженности), внесенного в реестр решений о взыскании задолженностей (ст.46 НК). Это важно, поскольку решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (ч.4 ст.46 НК)!

Могу предположить, что до сих пор по многим решениям налоговиков имущество, подлежащее описи, не выявлялось. Либо имущество у налогоплательщика-организации действительно отсутствовало, либо мероприятия по его обнаружению проводились неэффективно, либо тут присутствовала коррупционная составляющая. В любом случае этот вопрос вызвал настолько серьезный интерес, что рассматриваемым проектом приказа утверждена форма Акта сверки данных о санкционированных решениях о наложении ареста на имущество с фактически проведенными налоговыми органами мероприятиями.

Сможет ли этот приказ снизить административное давление на хозяйствующие субъекты, а также оградить их от необоснованного вмешательства в их экономическую деятельность? Сомнительно. Вместе с тем надеюсь, что этот документ дисциплинирует отдельных работников надзорного ведомства в вопросах санкционирования ареста на имущество налогоплательщиков.

Подписаться на канал: @ugprocDPR

*ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР" и одноименный блог в сервисе микроблогов Teletype являются некоммерческими проектами. Если Вам понравилась настоящая публикация, она оказалась для Вас полезной и Вы желаете поддержать автора в развитии проекта, то это возможно сделать одним из следующих способов:

1.) оказать помощь на карту:

1046 2531 9691 6505 (ЦРБ ДНР)

5536 9140 3903 0121 (Tinkoff) или по ссылке

2.) подписаться на авторский ТГ-канал "Уголовный процесс ДНР".